Лодка ТИХВИНКА
Впервые официально лодка тихвинка упоминается в издании «Взгляд на мореходство и морские силы у всех народов в мире». Книга была отпечатана по высочайшему повелению в Санкт-Петербурге в типографии Конрада Вингебера в 1836 году. Издание включало в себя описание мореходства в Черном море начиная с XVI века, рисунки кораблей и всех иных употребляемых судов внутренней навигации в России. И первой в списке судов внутренней навигации – упоминается именно тихвинка. Однако задолго до выхода издания в свет, это речное судно было широко известно в бассейне рек Тихвинской водной системы.
Тихвинская водная система (начало строительства – 1801 год) являлась одной из трех водных систем, связывающих Верхнюю Волгу со столицей Российской империи – Санкт-Петербургом. Все три системы начинались в городе Рыбинске на Волге, и заканчивались в Санкт-Петербурге. Тихвинская система была самой короткой, её общая протяженность составляла, по данным 1831 года, 847 верст 457 саженей. Мариинская система насчитывала 1088 верст 210 ½ сажени, Вышневолоцкая система – 1309 верст 323 сажени.
Судоходство по Тихвинской системе позволяло обеспечивать Петербург и Северо-Западный регион необходимыми товарами, прежде всего продовольствием. В течение ХIХ века по Тихвинской системе вглубь страны поступали импортные товары.
Тихвинская водная система была обо¬рудована мостами, в том числе разводными, устройствами для поворота судов в крутых изгибах русла, знаками судоходной обстановки, и насчитывала 62 шлюза, 4 канала, 61 плоти¬ну, 1 водоспуск и 2 водослива.
Поначалу система насчитывала всего семь шлюзов, все они были названы по губерниям, откуда прибывали строители: Ярославской, Воронежской, Тамбовской. Шлюз у Большого Успенского монастыря в Тихвине возводили местные рабочие. Соответственно, его и назвали — Тихвинский.
Одним из недостатков Тихвинской системы была её сравнительная маловодность, размеры шлюзов на ней были меньше вышневолоцких и мариинских. Однако Тихвинская система пропускала суда в обоих направлениях, в отличие от Вышневолоцкой системы, где судоходство шло в одном лишь направлении – к Санкт-Петербургу. Маловодность системы обусловила определённую конструкцию судов, которые и изготавливались крестьянами, проживавшими вдоль водной системы. За основу была взята историческая разновидность беспалубного деревянного грузового судна малого размера, так называемая «народная лодка», сразу ставшая именоваться «тихвинка». При этом малые тихвинки носили название «канавок», средние назывались «межеумками», а большие именовались «полулодоками».
Стандартная тихвинка, благодаря особенностям конструкции, имела небольшую осадку, обладала грузоподъемностью 2000-2500 пудов (33-42 т), имела в длину от 18-ти до 23 м и в ширину не более 6 м. Тихвинки с успехом использовались в низовьях рек водной системы и иногда доходили на севере до Архангельска, а на юге – до Астрахани. Ходить тихвинка могла и под парусом, но основной движущей силой являлась конная тяга, для чего по берегам рек Тихвинской водной системы устраивались особые дороги – бичевники, а сама тяга называлась бичевой тягой. В случае необходимости тихвинка могла идти на вёслах и шестах. За навигацию она была способна дважды пройти Тихвинскую водную систему, а общий срок службы лодки составлял 6-7 лет.
Лодка тихвинка имела громадное преимущество перед другими судами при буксировке, особенно против течения, поскольку требовала гораздо меньшего усилия – на 30%, это обстоятельство объяснялось закруглённостью перехода от днища к бортам и значительным подбором носовой и кормовой частей судна. Популярность лодки была такова, что строили ее не только на реке Тихвинка, но также на реках Мологе, Чагодоще, Соминке, Мондомке, Костроме, и даже на Волге, на Онежском озере и Белом море.
Благодаря удачной конструкции лодки, в 1815 году в Петербурге Карл Берд взял тихвинку за основу в проекте создания первого российского парохода, который был назван «Елизавета». Пароход курсировал между Санкт-Петербургом и Кронштадтом.
Ознакомиться с материалом подробнее можно в социальной сети «Вконтакте» отсканировав данный QR-код.
Официальный туристский портал Ленинградской области Турфирма «Фортуна» Турагентство «Вокруг Света» Турфирма «Юни-тур» Турфирма «Лана-Тур» Паломническая служба Тихвинского Успенского монастыря Тихвинский информационно-туристский центр Турфирма «ТурЛайт» Центр туризма «Бригантина» Турфирма «Северо-Запад» Туристическое агентство «Мир доступных путевок» Туристическое агентство «Слетать.ру»